ОТКЛЮЧЕНИЕ ЕГР

Возникновение системы ЕГР (Exhaust Gas Recirculation) в двигателе внутреннего сгорания изначально было результатом борьбы за повышение его ресурса и надежности, а уже позже стало связано с «борьбой за чистоту выхлопа». Способ подачи части отработанных газов обратно в камеру сгорания был запатентован и применен европейскими конструкторами еще в 30-е годы прошлого века. О снижении токсичности выхлопа машин тогда мало кто задумывался. Основная задача «разбавления» рабочей топливо-воздушной смеси отработанными газами — это снижение максимальной температуры ее горения для предотвращения детонации, разрушающей детали ЦПГ, иными словами — заставить топливо гореть при более низких температурах за счёт уменьшения количества кислорода в воздухе, поступающем в цилиндры, путём добавления в этот воздух выхлопных газов.

Изначально клапана ЕГР собственно не были клапанами, это были трубки, соединяющие выпуск и впуск. При их использовании возникали проблемы с холостыми оборотами и значительными потерями в мощности двигателя. Чтобы снизить это пагубное влияние трубки получили возможность перекрываться, фактически появились управляемые клапана. На первых порах механически и вакуумом, а в последствии электроприводами или тем же вакуумом, но с электронным регулированием. В настоящее время клапана ЕГР имеют обратную связь (присутствуют датчики положения) для мониторинга работоспособности системы.

При не полном закрытии (неисправности) клапана ЕГР присутствует значительное снижение мощности дизеля, а также увеличенное образование сажи на рабочей поверхности и штоке самого клапана, нагара на впускных каналах, коллекторах, вихревых заслонках, клапанах, вплоть до уменьшения пропускной способности впускного коллектора до критических размеров. Изменение соотношения воздуха и топлива, подаваемого в камеру сгорания, в пользу горючего ведет к повышению температуры воспламенения рабочей смеси. Как результат — снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, уменьшение срока службы масла, за счёт запредельного содержания сажи.

Отображение индикатора «Check Engine» на приборной панели и ошибок в ЭБУ двигателя с кодами P040* – явный признак возникновения неисправности системы рециркуляции отработанных газов (EGR). Чаще всего данные ошибки возникают из-за накопления сажи в клапане и впускных каналах, реже — из-за электрической части (датчиков), и привода клапана системы (вакуум или электропривод).

Глушить ЕГР только механически неправильно. Это зачастую ведет к ошибкам «check engine» и переключению ЭБУ на аварийную подпрограмму. В данном случае обязательно необходима программная адаптация (запись в блок управления измененной прошивки). Поэтому отключение ЕГР очень часто совмещают с чип-тюнингом. В результате не просто исключаются ошибки из-за неисправной системы рециркуляции, но дополнительно прибавляется мощность и крутящий момент.